(Праздн. 19 марта), чудотворная икона, известна с сер. XVII в., считается покровительницей Могилёва (Республика Беларусь). Сведения об иконе содержатся в «Могилёвской хронике» - рукописной летописи города, отражающей события с 1526 по 1856 г. История 1-го чуда от иконы была изложена составителем 1-й части городского хронографа могилёвским купеческим старостой Т. Р. Суртой (создавал рукопись с 1693 по 1701) и находится под 1655 г. В тот год 2 февр. Могилёв был осажден войском Великого княжества Литовского (ВКЛ) во главе с вел. гетманом литовским Янушем Радзивиллом - он намеревался силой вернуть город, добровольно принявший в 1654 г. подданство Москвы. Находившиеся в осаде могилёвчане уже истощили запасы еды и воды, но не сдавались. 19 марта Пресв. Богородица через Свою икону явила милость жителям города, молившимся о спасении. В этот день некая старушка-пекарка (вдова пекаря), молясь в своем доме перед иконой Божией Матери об избавлении от бедствий войны, увидела, что из очей Пресв. Девы потекли слезы. Согласно сказанию, в то самое время заложенные Радзивиллом перед штурмом пороховые заряды взорвались, но городские стены при этом обрушились на его войско, причинив значительный урон. О мироточении от иконы старушка сообщила жителям, которые увидели в этом знак покровительства Божией Матери городу. Чудом спасенные от неминуемого захвата могилёвчане (осада была снята 2 мая 1655) с благодарностью за заступничество перенесли в том же году мироточивую икону в Богоявленский собор могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. По пребыванию в этом соборе и получила свое название чудотворная икона. К основанию Богоявленского мон-ря, а также школы, богадельни (шпиталя) и типографии было непосредственно причастно Могилёвское православное Богоявленское братство - уставное религиозно-просветительское (учительное) и гуманитарное объединение правосл. жителей города и духовенства (получило право ставропигии в 1633). В Богоявленском соборе (построен в 1636 на средства могилёвских мещан и на пожертвования правосл. знати ВКЛ) икона находилась вплоть до 1928 г.
Сказание о 1-м чуде от М.-Б. и. легло в основу истории, пересказанной в «Могилёвской хронике» в кон. XVII в. В ней, в частности, говорится, что на том месте, где стоял домик старушки, позже была выстроена часовня (каплица): «Явилась икона на том месте, которое теперь называем каплица Явления иконы. Была каплица деревянная на том месте» (Могилёвская хроника. 1980. С. 242). В часовне, вероятно, находился список М.-Б. и. В 1702 г. могилёвчане, памятуя о М.-Б. и. как о защитнице города, ходатайствовали перед кор. Августом II о постройке каменной или деревянной часовни в честь Явления М.-Б. и. Построенная в 1702 г. деревянная часовня простояла до 1809 г., затем была разобрана за ветхостью.
«Могилёвская хроника» сообщает о чуде от иконы в период Северной войны. Известно, что чудотворный образ почитался царем Петром I, а также его приближенными. По прибытии в Могилёв, 21 июня 1706 г., Петр I был на молебне в Богоявленском соборе (Магiлёўская хронiка. 1997. С. 342); 22 авг. 1707 г. на службе там был и царевич Алексей Петрович. 14 марта 1708 г. перед М.-Б. и. молился сподвижник Петра А. Д. Меншиков. Согласно сказанию, Меншиков намеревался наказать жителей Могилёва за истребление в 1661 г. рус. гарнизона и за сдачу города гетману П. Я. Сапеге. Однако, стоя на молебне и обдумывая план мести, Меншиков вдруг упал без чувств. Придя в себя, он отказался от злого умысла, а на службы в Богоявленский собор ходить перестал (Могилёвская хроника. 1980. С. 271). Тем не менее на долю Могилёва в ходе этой военной кампании выпали суровые испытания. По приказу кор. Карла XII, занявшего Могилёв 7 июля 1708 г., шведы на переплавку из Богоявленского монастыря забрали среди прочих ценностей «серебряную позолоченную ризу иконы Найсвятейшей Панны, три меньших оклада, шесть лампад, одну кадильницу, 100 вотивных табличек (видимо, поднесенных М.-Б. и.- Ю. П.)… тридцать вотиев, ломаного серебра в разных вещах, в кубках, чашах, которые собирали на оправу Найсвятейшей Панны Марии Брамной» (по др. версии - «на оправу иконы Божией Матери Братской» - Хроника. 1887. С. 65) (Могилёвская хроника. 1980. С. 274). Опустошенный и оставленный шведами город 8 сент. 1708 г. по приказу Петра I был подожжен калмыками и татарами. Богоявленский собор с резным деревянным иконостасом и чудотворной иконой «стараниями народа» уцелел, сгорели только купол и крыша (Там же. 1887. С. 68).
20 февр. 1745 г. икона получила новый драгоценный убор: «Привезли и прибили серебряно-позолоченный оклад на икону Найсвятейшей Панны Наместницы Братской, оклад весил 62 фунта и был сделан за церковный счет» (Там же. С. 387); в других публикациях текста образ именуется «Наместная икона Божией Матери Братской» (Могилёвская хроника. 1980. С. 74). Во 2-й пол. XVII в. была составлена молитва М.-Б. и. (ее запись обнаружена в XIX в. в рукописном сборнике XVII в., хранившемся в Могилёвском церковном древлехранилище). 19 марта и в День преполовения Пятидесятницы (25-й день по Пасхе) были установлены крестные ходы с М.-Б. и.: икону торжественно проносили по всему городу, двигаясь из Богоявленского мон-ря мимо ратуши к архиерейскому Спасо-Преображенскому собору. Оттуда возвращались в мон-рь, где в течение последующей недели М.-Б. и. помещалась посреди собора в специально устроенном киоте. С этим крестным ходом, совершавшимся на протяжении XVIII и XIX вв., связано чудо. 9 мая 1788 г., в ночь перед крестным ходом, некий молодой житель города выкрал из Богоявленского собора драгоценные подношения чудотворной иконе (жемчужные бусы, вотивные таблички, золотые и серебряные монеты). Старинный с отверстием для подвески талер он попытался продать еврею-ростовщику, но тот догадался о происхождении монеты и выдал вора могилёвскому магистрату. Будучи под арестом, вор устыдился содеянного, исповедовался и вернул все украденные из церкви ценности. По решению магистрата он не был подвергнут физическому наказанию, но вместе с женой и детьми был изгнан из города (Там же. 1887. С. 85; Жудро. 1899. С. 47-48). С чудесным заступничеством М.-Б. и. связывали спасение Могилёва от пожара, охватившего в 1910 г. его заднепровскую часть - пригород Луполово.
В 1864 г. изображение М.-Б. и. вошло в альбом рисунков Д. Струкова в числе богородичных святынь Могилёва (Струков Д. Альбом рисунков, 1864-1867 / Ред.: О. Д. Баженовай. Мн., 2011. С. 246). Исторической судьбой святыни особо заинтересовались после того, как могилёвский губернский чиновник Н. Г. Гортынский перевел с польского на русский «Могилёвскую хронику» и опубликовал ее в 1887 г. в Москве. Этой публикацией, а также рукописными списками хроники пользовались авторы, писавшие о М.-Б. и. в кон. XIX в. Ректор Могилёвской семинарии архим. Сергий (Соколов) еще до издания «Могилёвской хроники» предположил, что М.-Б. и. была принесена в Могилёв в кон. XVI или в 1-й трети XVII в. из Греции одним из посещавших город вост. иерархов либо греч. дидаскалами - учителями могилёвской братской школы (Сергий (Соколов). 1885), однако, вероятнее всего, это суждение относится к др. иконе. В публикации Ф. А. Жудро о Богоявленском монастыре (Жудро. 1899) приведена история чудес от М.-Б. и., основанная на сообщениях в «Могилёвской хронике», и помещено литографическое изображение иконы в окладе. На основе этого воспроизведения можно составить достаточно точное представление об иконографии образа, а также об утраченных драгоценном окладе и обрамлении иконы в кон. XIX в.
Судя по литографии, образ был облачен в серебряную цельную ризу, закрывающую и одеяние Богоматери и Младенца, и фон иконы, по периметру иконы риза была украшена рельефным орнаментальным бордюром. По характеру орнаментации, стилю выколотки и высокорельефной чеканки можно предположить, что риза была выполнена в последней трети XIX в. в одной из московских мастерских. Риза дополнена драгоценными накладными серебряными венцами-нимбами с чеканными орнаментами, жемчужной обнизью и накладными коронами. Интерес представляет гравированное изображение херувима у ворота платья Божией Матери. На ризе внизу помещалась гравированная табличка с вкладным текстом, аналогичная табличка была и на раме, выполненной, вероятно, в то же время, что и риза.
В нач. XXI в. трудами настоятеля собора прот. Геннадия Пацевича были воссозданы оклад и киот для почитаемой М.-Б. и. Была составлена служба иконе; 1 апр. в Трехсвятительском соборе при участии епископа Могилёвского и Мстиславского перед иконой совершается торжественный молебен.
Почитаемая в наст. время икона имеет сравнительно небольшой размер (59×42 см), что согласуется с ее первоначальным назначением как домовой, предназначенной для личного моления; она написана на холсте масляными красками. Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в.
Образ «Найсвятейшей братской Панны» был изображен на хоругви могилёвского гарнизона, освященной в 1703 г. в Спасской ц. города (Магiлёўская хронiка. 1997. С. 336). В кон. XIX в. «точная копия» М.-Б. и., созданная, по мнению Жудро, в XVII в., лежала на аналое в северном приделе в честь Рождества Пресв. Богородицы Богоявленского собора; на иконе была «древняя серебряная позолоченная риза тонкой работы» (Жудро. 1899. С. 48). Список М.-Б. и. кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. находится в Борисоглебской ц. Могилёва. Эта икона немного больше (74,5×58,5 см), чем М.-Б. и. в Трехсвятительском соборе, написана на доске в темперно-масляной технике; одеяния и нимбы закрывает позолоченный оклад, типичный для белорус. иконописи XVIII в. Еще один список М.-Б. и., созданный в XIX в., явил чудеса исцеления и в авг. 1995 г. был передан из Минска от частных лиц во вновь воссозданный могилёвский Никольский девичий мон-рь. Списки М.-Б. и. XIX в. и совр. письма хранятся в Могилёвском областном краеведческом музее и храмах Могилёвской епархии. Изображение М.-Б. и. помещено в верхней части совр. герба Могилёвской обл., утвержденного 3 янв. 2005 г.